Тромбофлебит (заболевание) — это воспаление внутренней поверхности венозных стенок, сопровождающееся образованием тромба. Тромбофлебит характеризуется возникновением уплотнения, гиперемии и покраснения на пораженном участке вены. При распространении патологического процесса на глубокие вены возможно развитие ТЭЛА (тромбоэмболии легочной артерии). Лечение болезни может быть консервативным либо хирургическим.

Причины тромбофлебита

Тромбообразование — это приспособительная реакция организма, помогающая ему предотвратить кровотечение. При повреждении внутренних стенок сосуда и протекании в них патологических процессов, развивается местная воспалительная реакция. Образуется тромбоцитарный сгусток, сопровождающийся воспалением.

Воспалительный процесс может возникнуть в венах любой локализации, но и наиболее часто заболевание поражает вены нижних конечностей. Как правило, тромбофлебит сочетается с варикозным расширением вен на ногах. В каждом десятом случае в процесс вовлекаются глубокие вены. На развитие воспаления оказывает влияние ряд факторов: показатели свертываемости крови, ухудшение кровотока, травматические повреждения кровеносных сосудов, эндокринные нарушения.

Тромбофлебит часто развивается при следующих заболеваниях, помимо варикоза:

• хронические заболевания сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, атеросклероз, ИБС);
  • посттромбофлебитическая болезнь (затруднение венозного оттока вследствие перенесенного тромбоза глубоких вен);
  • злокачественные опухоли;
  • общие инфекционные заболевания.

Также тромбофлебит может появиться после родов или в восстановительном периоде после хирургической операции.

К факторам риска относят лишний вес, пожилой возраст пациента, вредные привычки, аутоиммунные заболевания, прием противоопухолевых препаратов.

Заболевание может протекать в острой либо хронической форме:

• Острый тромбофлебит. Отличается наличием яркой симптоматики (выраженные боли, ухудшение общего состояния). Это признаки интенсивного воспалительного процесса в организме.
  • Хронический тромбофлебит. Если не приступить к лечению заболевания в остром периоде, оно примет хроническую форму. В этом случае наблюдается «смазанная симптоматика». Периоды обострений тромбофлебита сменяются периодами относительного «покоя».

Болезнь в острой форме, как правило, быстро приводит пациента к врачу. Хронический тромбофлебит может развиваться в течение нескольких месяцев.

Также заболевание классифицируют:

1. по глубине поражения (глубокий и поверхностный тромбофлебит);
  2. по локализации поражения (тромб локализуется строго в определенном месте либо воспаление мигрирует по ходу вены).

В зависимости от причин развития воспаления можно выделить инфекционный и неинфекционный тромбофлебит.

Симптомы и возможные осложнения

Основные симптомы тромбофлебита:

• тянущая боль по ходу пораженной вены, усиливающаяся при движении;
  • покраснение кожных покровов;
  • болезненность при пальпации;
  • боли распирающего характера в области икроножных мышц;
  • ухудшение общего состояния (повышение температуры тела, слабость).

Если болезнь протекает в острой форме, и было своевременно начато лечение, симптомы тромбофлебита уходят за 2 — 3 недели. У большей части пациентов тромбы рассасываются и просвет вены восстанавливается.

При неблагоприятном развитии событий патологический процесс захватывает глубокие вены, развивается флеботромбоз. Появление тромба в глубоких венах опасно для жизни пациента. Это грозит тромбоэмболией легочной артерии (ТЭЛА). Так называется внезапная закупорка легочной артерии тромбом, образованном в венозном русле большого круга кровообращения и принесенным с током крови.

ТЭЛА приводит к острой дыхательной недостаточности и с большой долей вероятности к гибели пациента, т.к. у врачей отсутствует время на проведение диагностики.

Лечение

Консервативное лечение тромбофлебита заключается в проведении антикоагулянтной терапии. Пациенту назначают антикоагулянты прямого или непрямого метода действия. Для снятия неприятных симптомов назначают НПВС (нестероидные противовоспалительные средства) и флеботонизирующие препараты. Обязательная часть консервативного лечения — использование компрессионной терапии. Пациенту показано ношение специальных эластичных бинтов или чулок. Также назначают средства для наружного применения: гели, кремы, мази.

Показанием к проведению хирургического вмешательства является увеличение тромба в размере. Современная флебология использует малоинвазивные процедуры, которые отличаются низкой степенью травматичности:

1. установка кава-фильтра — ловушки, которая будет задерживать тромб, если он оторвется;
  2. радиочастотная облитерация сосуда — запаивание вены и выведение пораженного сосуда из общего кровотока;
  3. лазерная коагуляция — запаивание вены лазерными лучами;
  4. тромбэктомия — извлечение тромба через мини-разрез на вене.

Эти методики хорошо переносятся большинством пациентов и не требуют госпитализации в отделение стационара.

В восстановительном периоде показано прохождение физиопроцедур. Они способствуют быстрому заживлению тканей, восстановлению крово-, и лимфотока.

Профилактика

В целях профилактики развития тромбофлебита необходимо своевременно лечить выявленные заболевания вен. Поскольку воспалительный процесс почти всегда является осложнением варикозного расширения вен, при первых симптомах варикоза (боли в ногах, отеки, сосудистые звездочки) следует обращаться к флебологу. По рекомендации врача следует носить компрессионный трикотаж. Будет полезным сократить количество животных жиров в рационе, употреблять продукты с высоким содержанием аскорбиновой кислоты (т.к. она обладает свойством разжижать кровь). 1 — 2 раза в год стоит в профилактических целях принимать курс венотоников.

Медицинский Центр "УЗИ КЛИНИК" на высоком уровне занимается лечением болезней вен, а частности предоставляет услугу лечение варикоза. Уже на консультации Вы получите полную диагностику венозной системы.