Сахарный диабет: что за болезнь и как с ней бороться

За последние сто лет образ жизни человечества очень изменился. Люди стали двигаться меньше, но больше потреблять различных рафинированных продуктов. Поэтому болезнью под названием «сахарный диабет»  в наше время страдают более, чем 150 миллионов человек во всем мире. Но, пожалуй, самое страшное – число заболевших растет с каждым годом. Только за последние 30 лет эта цифра выросла в три раза. Чтобы оградить себя от этой участи, важно понимать причины возникновения данного заболевания и какие профилактические меры стоит принимать.

Что такое сахарный диабет и почему он возникает

Болезнь сахарный диабет является заболеванием эндокринной системы. Возникает в результате нехватки в теле человека такого гормона поджелудочной железы, как инсулин, который отвечает за усвоение сахара в крови. Прогрессируя, диабет нарушает весь обмен веществ, поражает сосуды и различные системы организма.

Какие же типы сахарного диабета существуют? Выделяют 2 разновидности данного заболевания:

1. Диабет первого типа. Под воздействием определенных факторов эндокринные клетки поджелудочной железы разрушаются или же вырабатываются в недостаточном количестве. Если их уровень превысит 80%, начнется развитие диабета. Провоцировать данную болезнь способны полученные вирусные инфекции, а также предрасположенность генетическая.

В большей мере первому типу данного заболевания подвержены дети и молодые люди младше 30-ти лет. Вылечиться от абсолютного дефицита инсулина в настоящее время невозможно, можно лишь нормализовать обмен веществ в организме.

1. Сахарный диабет 2 типа – в это случае клетки перестают воспринимать инсулин, становятся к нему нечувствительными. При этом уровень этого гормона в крови может оставаться в норме. Причиной развития диабета 2 типа может являться ожирение, генетические факторы, углеводистое питание, заболевания сосудов и другие.

Данный тип диабета наиболее распространен – более 80 % заболевших. Как правило, это люди в возрасте старше 40 лет, часто страдающие лишним весом.

Как распознать сахарный диабет

В зависимости от типа сахарного диабета эта болезнь может развиваться крайне быстро (1 тип) и постепенно (2 тип). Если недуг протекает скрыто, то его выявить можно только по анализу крови в лаборатории. В целом же выделяют такие признаки, на которые стоит обратить внимание:

• Увеличенная потребность организма в приеме жидкости в результате сухости во рту;

• Учащенное мочеиспускание, у детей – ночное недержание мочи;

• Постоянное чувство голода;

• Сильные боли и онемение пальцев верхних и нижних конечностей;

• Проблемы со зрением – «туман» перед глазами и снижение остроты зрения;

• Кожа и слизистые оболочки становятся сухими, появляется сильный зуд;

• Частая усталость и изменения в весе, как в большую, так и в меньшую сторону.

Если есть один или совокупность данных признаков, необходимо незамедлительно пройти обследование. Проведя нужную диагностику, врач установит точный диагноз и назначит соответствующее лечение.

Диагностика, лечение и профилактика диабета

Чтобы установить точный диагноз, необходимо не просто сдать кровь, а пройти целый ряд диагностик. Сюда включают:

1. Анализ на определение уровня глюкозы в капиллярной крови. Если этот показатель превышает 6,5 ммоль/л, это верный признак сахарного диабета.

2. Глюкоза в моче здорового человека не определяется. Поэтому анализ мочи, показывающий число выше 0, свидетельствует об этом коварном заболевании.

3. Определение в крови гликозилированного гемоглобина.

4. Выявление иммунореактивного инсулина.

5. Проведение глюкозо-толератного теста, который определяет не только наличие диабета у пациента, но и вероятность возникновения этой болезни в будущем.

6. УЗИ почек.

7. Осмотр глазного дна.

8.  Электроэнцефалографию головного мозга и другие дополнительные обследования.

Если все же на основе полученных результатов исследований врач установит диагноз «сахарный диабет», не стоит отчаиваться и впадать в уныние. Самое главное – выполнять все предписанные рекомендации по лечению и самоконтролю.

Основной целью лечения выступает уменьшение уровня сахара и нормализация обмена веществ.  Для этого пациентам со 2 типом диабета врач прописывает определенную диету в зависимости от физических характеристик больного с дробным питанием и равномерным распределением углеводов. Также могут быть рекомендованы диабетические продукты.

Инсулинотерапия назначается пациентам, страдающим 1 типом диабета и тем, у кого прогрессирует диабет 2 типа. Врач подбирает нужный препарат и дозу вводимого инсулина, чтобы избежать опасной передозировки.

Чтобы следить за уровнем сахара в крови, современная медицинская промышленность выпускает глюкометры – компактные  и простые устройства, которые быстро и точно измерят этот уровень. Нужно научиться контролировать свое самочувствие и научить членов семьи применять меры первой медицинской помощи.

Имея определенную предрасположенность к данному заболеванию, крайне важно заниматься своим здоровьем и выполнять рекомендации по его предотвращению.

• Максимально снизить количество пищи, содержащей углеводы и сахар;

• Быть физически активным, выполнять самые разные упражнения;

• Отдавать предпочтение обычной питьевой воде вместо сладких соков и газировок;

• Стараться избегать стрессовых ситуаций.

Таким образом, сахарный диабет – заболевание неприятное, но уж если такой диагноз установлен, следует выполнить все рекомендации врача, следить за своим физическим состоянием и контролировать уровень сахара в крови. Прикладывая максимум усилий, можно долгие годы жить полноценной жизнью.