Остеохондроз, причины возникновения и лечение заболевания

О причинах и механизме развития остеохондроза, его типах, стадиях и проявлениях, диагностике, лечении и профилактике.

Этиология

Остеохондроз является самым распространенным заболеванием в наше время. В группе риска находятся люди, которые имеют профессию, предполагающую продолжительное сидячее положение, а также представители силовых видов спорта. Основными причинами развития данного заболевания являются:

• спазмы и повышенный тонус мышц, поддерживающих позвоночник, что приводит к нарушению кровообращения и повышенной нагрузке;
  • ожирение и избыточный вес, что тоже является дополнительной нагрузкой на позвоночник;
  • нарушение обменных процессов в организме, связанное с естественным старением организма в целом.

К факторам, которые влияют на развитие остеохондроза, относят травмы и микротрещины, воздействие больших нагрузок на позвоночник, нарушение естественного положения позвоночного столба во время сидения, а также постоянные силовые нагрузки и поднятие тяжестей в одной руке.

Патогенез

Остеохондроз, болезнь межпозвонковых дисков, характеризуется деформационными процессами позвоночных отростков и снижением эластичности связок, поддерживающих позвоночник, в результате чего ткани хряща подвергаются обезвоживанию и как следствие – старению, вызывающему болевой синдром в спине.

Типы остеохондроза

В зависимости от того, какой из отделов позвоночника поражен, выделяют остеохондроз шейный, грудной, поясничный и крестцовый, а также распространенный, который не имеет четкой локализации и может поражать несколько отделов позвоночника сразу. В развитии заболевания выделяют четыре стадии:

• первая стадия характеризуется проявлением нестабильности в межпозвонковых дисках, вызывает незначительное ухудшение общего самочувствия и дискомфорт в пораженной области;
  • вторая стадия отличается утончением ширины дисков, в результате чего уменьшается расстояние между позвонками и возникают нервные защемления и боли;
  • третья стадия проявляется возникновением межпозвонковых грыж и сильной деформации позвоночного столба;
  • при четвертой стадии развития остеохондроза любые движения и попытки перемещения вызывают сильные боли, связанные с тем, что костные ткани разрастаются и позвоночник теряет прежнюю подвижность. Людям с этой стадией заболевания полагается группа инвалидности.

Помимо перечисленных стадий, выделяют также стадии обострения, регрессии и ремиссии.

Симптомы

В стадии обострения остеохондроза, страдающие им люди испытывают сильные боли в пораженном отделе позвоночника, которые сопровождаются ограничением движений и становятся более интенсивными при нагрузках.

Каждый из типов этого заболевания может вызывать нарушения работы определенных органов и систем. Так, при шейном остеохондрозе возможен риск поражения сердечно-сосудистой системы и в частности сердца, а также нервных окончаний, расположенных в руках, при поясничном и крестцовом остеохондрозе, второй стадии развития, наблюдается онемение и снижение чувствительности нижних конечностей, а кроме того, нарушение рефлексов.

Диагностика и лечение

В качестве диагностики остеохондроза используют рентгенографическое исследование, делают снимок отдела позвоночника, в области которого пациент ощущает боль и дискомфорт, и по нему определяют состояние межпозвонковых дисков и размеры отростков позвонков. После установления диагноза в соответствии с тяжестью заболевания назначается лечение.

Медикаментозное лечение

Лечение остеохондроза с помощью препаратов направлено на улучшение состояния больного и снижение интенсивности симптомов, так как восстановить нарушенную структуру позвоночника они не могут. Для лечения остеохондроза используют следующие препараты:

• противовоспалительные нестероидные средства, которые блокируют вещества, образующиеся в результате отрицательных нагрузок на позвоночник;
  • препараты для обезболивания, используемые для снятия болевых ощущений;
  • витаминотерапия: применяются витамины группы В, положительно влияющие на нервные отростки, а также никотиновая кислота, в лечебные свойства которой входит улучшение кровообращения и обменных процессов в поврежденных тканях.

Помимо того, что вышеперечисленные медикаменты не способствуют выздоровлению больных остеохондрозом, нестероидные противовоспалительные средства могут принести еще больший вред здоровью, так как имеют побочный эффект в виде гепатотоксического действия.

Немедикаментозное лечение остеохондроза обладает гораздо большей эффективностью, оно подразумевает лечебные массажи, пункционную терапию, иглоукалывание, лечебную гимнастику, гирудотерапию и множество видов мануальной терапии – действие этих процедур направлено непосредственно на пораженные участки организма. В результате регулярного применения немедикаментозной терапии можно добиться улучшений в работе кровеносной и нервной системы, частичного восстановления подвижности и снижения болевых ощущений при движениях.

Но следует помнить о противопоказаниях, которые имеются у каждого лечения, поэтому перед началом лечения с помощью комплексов мануальной терапии необходимо получить консультацию врача.

Профилактика

Чтобы избежать заболевания остеохондрозом, необходимо следить за осанкой и избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник, долгое нахождение в одной позе приводит к искривлению позвоночника и, как следствие, нарушению его структуры.

Следите за своим здоровьем. Вовремя проходите обследования и делайте узи органов!